• Наш новый сайт http://daovinci.ru/

    Летом приглашаем на пленэр на о. Ольхон.

    четверг с 15.00 до 19.00

    ул. Горная, 24, 7 этаж, БЦ Зеркальный


     

    72-54-12 - Юлия
    72-54-24 - Ольга

     на странице группы вКонтакте

  • Приглашаем на курсы дизайна! За 6 месяцев Вы освоите новую высокооплачиваемую и творческую профессию и получите диплом (как в ВУЗах). У нас работают практикующие дизайнеры, занятия в  небольших группах от 5 до 10 человек, комплексная программа включает ручную и компьютерную графику (теория + практика). Запись по тел. 72-54-12 - Павел, 72-54-24 - Ольга. Ознакомиться с программой и заключить договор можно в нашем офисе по вт. с 11.00 до 15.00 и чт. с 15.00 до 19.00.

Айвазовский

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

П. Пикассо

О нас Курсы дизайна Курсы живописи Галереи Статьи Контакты

Школа живописи и рисунка

Статьи

Китайская живопись и каллиграфия

Китайцы оказали сильное влияние на мировое искусство, и не только потому, что изобрели бумагу. Их великолепные творения на шелке и бумаге на протяжении столетий вызывают восхищение у ценителей с Запада. В этой статье я хочу познакомить читателя с чарующим миром китайской живописи, так как многие люди в нашей стране мало что знают об этом.

О зарождении китайской живописи бытуют легенды, согласно которым она возникла в эпоху Пяти императоров (конец эпохи неолита - 1900 гг. до н.э.), и искусство было передано китайцам богами в качестве дара Желтому дракону, мифическому предку китайского народа.

Древние образцы китайской живописи сохранились на керамических сосудах – это изображения людей, рыб, животных. Со II в. до н.э. начала развиваться фресковая живопись, а затем, с распространением буддизма, со II в. н.э. появляются настенные изображения. К тому времени уже существовали изображения на шелке, самые ранние из них найдены в погребальных гробницах II в. до н.э. - II в. н.э. Расцвет китайской живописи приходится на время Пяти династий (907-960) и династии Северная Сун (960 – 1126).

Основной особенностью китайской живописи является ее происхождение из каллиграфии, т.е. из письменности. От письменности она унаследовала и носитель (бумага, шелк) и инструменты (тушь и кисть), а главное – использует тот же самый графический код. Китайская письменность не алфавитна, каждое слово – это знак, составленный не из букв, а из штрихов, расположенных в определенном порядке по четырем сторонам этого знака. Усовершенствование кистей, туши и бумаги привело к упорядочиванию изысканного разнообразия штрихов, из которых можно было составить китайскую букву. Это многообразие было систематизировано Цуй Юанем(78-143) в восьми канонических формах, т.е. восьми примерах графических штрихов, которые составляют иероглиф йонг (вечность).

Йонг

На этой основе из менее десяти канонических графических форм сложилось большое разнообразие стилей. В китайской традиции из всех изобразительных искусств каллиграфия считается самым возвышенным искусством. Эстетика китайского искусства опирается на пластику штриха, степень насыщенности водой туши и гармоничному сочетанию «черного и белого» или «наполнения и пустого пространства» в листе. Начиная с эпохи Трех династий (с 221г. ) на основе каллиграфии сложилось родственное ей искусство живописи, которое отличалось от древней не графической живописи. Это искусство родилось благодаря повторению в продуманных композициях таких же штрихов, проведенных кистью, теми же материалами и приемами, которые применялись в каллиграфии. Таким образом, китайская живопись в основном является переписыванием, письменностью второго порядка. Поэтому о картине говорят, что она «записана», а не нарисована и ее следует «читать», а не рассматривать. Становится понятно, почему она так отличается от западной живописи. В западной живописи существует прямая связь с реальностью; в китайской живописи реальность всегда пропускается через призму кода абстрактных форм, которые делают ее по сути символическим искусством.

Как и каллиграфия, китайская живопись строится на силе и ритме ударов кисти, на изяществе мазков, образуя особый стиль, не похожий на искусство других народов. В его основе – особые приемы проведения штриха. Штрих может представлять собой точку, линию или поверхность. Штрих может изображать конкретный предмет – лист бамбука или создавать образ леса. Точки, линии, штриховки, нанесенные китайской кистью, являются приемами, применяемыми, чтобы заставить «жить» изображенные сюжеты, т.е. вдохнуть в них жизнь.

Традиционно выделяют три основных жанра китайской живописи:

- картины с персонажами,

- пейзажная живопись («горы и воды») – 1-ый жанр, выделившийся из каллиграфии,

- изображения растений, птиц, насекомых («цветы и птицы»).

Также существует анималистический жанр.

Наиболее распространены два стиля живописи: гун-би и сё-и. Гун-би (от «гун» -«рисовать тщательно и тонко», и «би» - «кисть» = «прилежная кисть»). В этом стиле четко прорисовываются контуры листьев и лепестков цветов, затем контуры заполняются мазками смягченных тонов.

Работа в стиле гун-би. Автор: Хуань Куань

Автор: Хуань Куань.

Позже, в эпоху Сун образовалась новая школа интеллектуальной живописи, сформировался стиль сё-и, или свободная манера («си» - «писать», «йи» - «намерение» или «смысл»), в которой основное внимание отводиться передаче идеи, течению мыслей или выраженным и невыраженным предметам. Художники много писали тушью и ее оттенками, непосредственно рядом с рисунками писали выполненные в технике каллиграфии поэтические отрывки. Живопись, поэзия, каллиграфия и искусство печатей соединялись, взаимно обогащаясь. Такое соединение составляет вторую характерную особенность живописи интеллектуалов. Поэтому китайскую живопись часто считают «живописью образованных людей».

Работа в стиле сё-и. Автор: Бянь Шоуминь

Автор: Бянь Шоуминь.

Посвящение в китайскую каллиграфию и живопись вводит в познание китайской мысли, поэзии и мудрости. Это увлекательное занятие делает ясным ум, обогащает радостью, улучшает здоровье, гармонизирует ритм жизни, т.е. взаимодействие принципов инь и ян. Возможно многие из нас, живущих в беспокойном мире, получат пользу от такого взвешенного и гармоничного подхода к живописи.


статья составлена с использованием следующей литературы:

1) Ли Джуньяо, Ли Сяохун. Китайская живопись. Техника рисования, инструменты, сюжеты. Перевод и издание на русском языке. Издательская группа «Контэнт», 2011.

2) Искусство Японии, Китая и Кореи. – М.: Эксмо, 2013. – 384 с.: ил.

3) Китайская живопись кистью. Энциклопедия. Под ред. Вив Фостер. Издательство АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2007.